Ариадна Ивановна
Кузнецова |
|
Решетников Кирилл Юрьевич, к. ф. н., доцент
кафедры культурологии и социальной коммуникации Института общественных наук
РАНХиГС при Президенте РФ: |
|
Люди, лично знавшие Ариадну Ивановну
Кузнецову, работавшие с ней и учившиеся у нее, всегда будут придавать особое
значение ее педагогической и социальной ипостаси. Они будут вспоминать ее как
блестящего полемиста и проницательного оппонента, как терпеливого, вдумчивого
и любимого студентами преподавателя, внимательного руководителя экспедиций и
квалификационных работ. Но и этих частных определений недостаточно.
Принадлежа к числу окончивших кафедру финно-угорской филологии,
функционировавшую в 1990-х годах на филфаке МГУ под руководством Ариадны
Ивановны, я вспоминаю ее как наставника и подвижника. Меня не смущает
патетическое звучание этих слов, ибо я знаю, о чем говорю. |
|
Научный руководитель может
продемонстрировать эталонный пример работы в выбранной области, предложить концепцию,
помочь сориентироваться в мире авторитетов и источников, дать неравнодушный
критический отзыв и показать путь к более качественному результату. Наставник
же, не обделяя подопечного ничем из вышеперечисленного, содействует ему также
в решении личностных задач. Одна из этих задач заключается для подопечного в
том, чтобы психологически адаптироваться к своей будущей профессиональной
идентичности, научиться воспринимать себя через нее и ценить ее не всегда
очевидные преимущества. Функция простого руководителя — научная и
педагогическая, функция наставника — научная, педагогическая и
экзистенциальная. Ариадна Ивановна была наставником, и общение с ней было
бесценным для тех, кто имел безрассудство выбрать академическую стезю в
России 1990-х. |
|
Что же касается подвижника, то им
руководитель «экзотической» кафедры на филфаке просто не мог не быть — как в
силу учебных и организационных целей этого проекта, так и в силу
сопутствующих обстоятельств. |
|
Задачей этой кафедры, просуществовавшей
до 1997 года, было апробировать и ввести в обиход программу систематического
финно-угроведческого образования, совместив ее с углубленным курсом
лингвистики, близким к читавшемуся на ОТиПЛе. Аналоги такому начинанию
отсутствовали не только в истории МГУ, но и вообще в предшествующей практике
российских университетов. Сформированное при кафедре отделение состояло из
двух языковых групп — венгерской и финской. Финский и венгерский вели
соответственно И. Ю. Марцина и А. П. Гуськова (которая и сейчас преподает на
новой аналогичной кафедре, учрежденной в 2000-х). Кроме того, этим же
профильным языкам обучали преподаватели, приглашенные из соответствующих
стран, а лекции по фольклористике периодически читали ведущие в своей области
специалисты из отечественных региональных вузов, где было представлено
финно-угорское направление. Преподаванием общелингвистических дисциплин
занимались люди, хорошо известные в академическом мире и за его пределами, —
А. А. Кибрик, М. А. Кронгауз, В. А. Плунгян, С. В. Князев, а также сама
Ариадна Ивановна. |
Состав сотрудников
кафедры финно-угорской филологии МГУ в 1990-е годы; Ариадна Ивановна –
заведующая кафедрой |
Благодаря всему этому и несмотря на то,
что набор на отделение был небольшим, финно-угроведение повышалось в статусе,
выводилось из информационной тени и обретало заслуженное место в ряду важных
специализаций. Однако осуществлять данную деятельность Ариадне Ивановне
приходилось в довольно сложных условиях — многие ее инициативы встречали
административное противодействие, и на его преодоление, на защиту ключевых
для программы идей и на поиск компромиссных решений уходило немало сил.
Проводя свой финно-угорский эксперимент, Ариадна Ивановна ломала сложившиеся
образовательные шаблоны и шла против факультетского мейнстрима. |
|
Сколь бы успешной ни была нынешняя
финно-угорская кафедра на филфаке МГУ, заново созданная в 2006-м, ее
«предок», появившийся на много лет раньше, останется уникальным явлением в
истории отрасли. Равно как и одной из ярчайших страниц в биографии Ариадны
Ивановны Кузнецовой — большого ученого и учителя нескольких поколений
лингвистов. |