Наталия Витальевна Злыднева

Доктор искусствоведения. Главный научный сотрудник Отдела русской культуры Института мировой культуры МГУ (по совместительству, с 2006 г.). Заведующая отделом истории культуры славянских народов Института славяноведения РАН. Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, отдел Центральной Европы (по совместительству, с 2009 года).

nvzlydneva

Curriculum Vitae

Сфера научных интересов: семиотика культуры, русское искусство ХХ века, искусство балканских народов в аспекте ментальных стереотипов, визуальный нарратив и проблемы интермедиальности.

Родилась 2 января 1952 года в Москве. В 1974 году окончила отделение теории и истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета. С 1975 по 1979 годы обучалась в аспирантуре Государственного института искусствознания МК СССР (Москва). В Институте славяноведения РАН – с 1981 года.

Кандидатская диссертация: Проблема мемориала в творчестве архитектора Б.Богдановича. (1980). Докторская диссертация: Балканский менталитет и изобразительное искусство. (1999).

Читала курсы лекций и доклады по русскому и славянскому искусству и литературе, семиотике искусств в России (на филологическом факультете МГУ, на отделении истории искусств исторического факультета МГУ, в Московской Государственной консерватории), в США (Университет Вашингтона и Ли, штат Виргиния), Канаде (Университет Торонто), Германии (Мюнхенский университет), Эстонии (Академия художеств, Таллинн).

Проходила научные стажировки: в 1976-1977 годах в Югославии (Белградский университет), в 1993 в Канаде (университет Торонто).

Член Союза художников СССР по секции критики (с 1990 года), член Ассоциации искусствоведов и критиков России (с 1996).

Список научных публикаций содержит около 200 позиций.

Избранная библиография
Монографии
  1. Художественная традиция в пространстве балканской культуры. М., Институт славяноведения РАН, 1991.
  2. Мотивика прозы Андрея Платонова. М., Институт славяноведения РАН, 2006.
  3. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., Индрик, 2008.
  4. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М., Индрик, 2013.
Статьи
  1. Метафизика орнамента и супрематизм. // Russian Literature, XXXVI-I, 1 July 1994 , 123-130.
  2. “Поцелуй — это мой путь в Дамаск” (эротическая тема в творчестве К.Бранкузи). // Искусствознание, 1999 №2, 574-582.
  3. Югославянский примитив: стереотипы поведения // Славянское и балканское языкознание. М., 2003, 454-464.
  4. Инсектный код русской культуры ХХ века // Абсурд и вокруг него. М., Языки славянской культуры, 2004. С. 241-258.
  5. К проблеме идентификации адресата: об одном стихотворении Д.Хармса // Культура сквозь призму идентичности. М., Институт славяноведения РАН, 2006. С. 331–340.
  6. Название versus изображение // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В.П.Григорьева. М.. Институт русского языка РАН, 2006. С.183–192.
  7. К проблеме балканской телесности // Wiener Slawistischer Almanach 57 (2006). Festschrift fur Hans Gunther , 253–260.
  8. Европа на Балканах в живописи «а ла франга» // Восток и Запад в балканской картине мира. Памяти Владимира Николаевича Топорова. М., Индрик, 2007, 319–326.
  9. Вячеслав Иванов и Павел Филонов: к проблеме дионисийства в позднем авангарде // Павел Филонов. К 125-летию со дня рождения художника (1883 — 1935). Сборник статей по материалам международной конференции (Русский музей, Санкт-Петербург, 2007). СПб., Palace Edition — Graficart, 2008. С. 35 – 42.
  10. Визуальный нарратив: к проблеме темпоральности как имплицированной вербальности (случай позднего авангарда) // Язык как медиатор между наукой и искусством. Проблемы междисциплинарных исследований художественных текстов. М., Институт русского языка РАН. М., 2009
  11. Изобразительный контекст прозы А.Платонова // Wiener Slawistischer Almanach . Band 63, 2009. 357 – 369.
  12. Мотив часов в русской живописи ХХ века // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М., 2009, С. 194-208.
  13. Одежда и время: мотив ветхой одежды как палиндром // Концепты повседневности в славянских культурах: еда и одежда. СПб., 2010.
Научное редактирование
  1. Образ мира в слове и ритуале. Совместно с Т.В.Цивьян и В.Н.Топоровым. М.,1992.
  2. Ю.М.Лотман. Культура и взрыв. Совместно с Н.П.Гринцером. М., Гнозис-Прогресс, 1992.
  3. Телесный код в славянских культурах. М., 2005. Отв. редактор.
  4. А.Флакер. Живописная литература и литературная живопись. М., Индрик, 2008. Научное редактирование и составление.
  5. Концепты и категории славянской культуры. Труды отдела истории культуры. М., 2008. Отв. редактор (совместно с Л.А.Софроновой).
  6. Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда. Сборник статей. СПб., 2010. Отв. редактор.
  7. Художник и его текст. Сборник научных статей (совместно с Т.В.Цивьян и М.Л.Спивак). М., 2010. 30 п.л.